Кутузовский 30/32
http://kutuzovskiy-30.ru/

Предыстория. Кладбище
http://kutuzovskiy-30.ru/viewtopic.php?f=26&t=90
Страница 1 из 1

Автор:  admin [ 23 апр 2012, 00:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Предыстория. Кладбище. Часть 2

В дальнейшем территория, находящаяся к югу от Можайской дороги застраивалась и перестраивалась, в то время как территория, занятая кладбищем долгое время (до конца 1930-х годов) практически была не застроена. Это "портило вид" Москвы, в том числе и Отцу народов, часто проезжавшему по Можайскому шоссе на т.н. Ближнюю дачу в Волынское. Правда, вдоль Можайского шоссе располагались некоторые постройки.

На месте нашего дома некогда находилось ещё и производственное предприятие - завод "Аэролак". Этот завод был построен ещё до революции и принадлежал предпринимателю И. К. Коху. Этот завод входил в систему предприятий авиационной промышленности и, следовательно, имел оборонное назначение. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован за Урал (по некоторым данным - в Кемерово). Скорее всего после войны завод уже не вернулся на прежнее место, но его здание стояло до середины 50-х годов. Располагалось ориентировочно на месте юго-восточного угла нашего дома и сквера - напротив современного дома №33. На этой фотографии 1941 года это здание хорошо видно слева:


Изображение
(Фото с сайта "Старая Москва")

Чуть дальше за ним виден шпиль памятника героям 1812 года, а затем деревянные постройки, прикрывающие вход на Дорогомиловское кладбище - на месте современного дома №26. Также хорошо видна коробка дома №24, который к началу войны не был закончен.

==========

На Дорогомиловском (в т.ч. и Еврейском) кладбище захоронения продолжались вплоть до конца 1930-х годов.

В соответствии с планами реконструкции и развития Москвы на этом месте ещё, до начала Великой Отечественной войны было принято решение развернуть жилищное строительство. На так называемом Плане Обводнения Москвы, который был разработан во второй половине 1930-х годов, наряду с несостоявшимся проектом Дорогомиловского канала, который должен был соединить извилины реки Москва, видны и контуры застройки на месте нашего дома:


Изображение

Война помешала реализовать эти планы. От Плана Обводнения отказались. Перед началом войны начались строительные работы в районе современных домов 22, 24. Дом 22 был построен ещё до войны, в 1940-м году. Дом 24 планировали сдать к 7 ноября 1941 года, но в результате войны он был закончен лишь в 1944 году. В 1948-м году началось строительство дома №26. При этом, за фасадами всё ещё сохранялись остатки кладбища.

Владельцам могил ещё в 1939 году было предложено переносить захоронения на другие кладбища, однако, по некоторым оценкам к моменту ликвидации кладбища было перезахоронено не более 20% останков.
Активная ликвидация кладбища началась в конце 1940-х годов 20-го века. Очевидцы рассказывали, что во время строительства дома №26, а затем и нашего дома, школы №27 (1232) останки захоронений разрывались бульдозерами и пересыпались грунтом. Местные ребятишки охотно играли с костями и черепами. Студенты-медики приезжали сюда для сбора материала.

По свидетельствам очевидцев, особенно сложным делом оказалось ликвидация церкви. Хотя церковь св. Елисаветы уже давно не действовала, а использовалась, по обычаям тех времен, как склад, снести здание 100-летней давности было не просто даже с применением техники тех времен.

Окончательно какие-либо внешние напоминания о кладбище были уничтожены в конце 1950-х – начале 1960-х годов, когда было окончено строительство нашего дома, а между домами 26 и 30 на месте последних сохранившихся могил был разбит сквер и построена Школа №27 (ныне школа №1232 Москвы).

Но и после этого, ещё долгое время периодически находили отдельные элементы останков погребенных. Даже во время строительства 3-го транспортного кольца и строительства башни у моста "Багратион", экскаваторы продолжали извлекать из земли кости и черепа.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/